Vyborghostel

Дом, который обходят молчанием

Сегодня мы поговорим об учреждении, которое в разговорах упоминается крайне редко, но, тем не менее, оно является необходимой частью жизни.
Сегодня мы поговорим об учреждении, которое в разговорах упоминается крайне редко, но, тем не менее, оно является необходимой частью жизни. Наша тема – ломбард. Сюда приходят люди в тот момент, когда уже некому протянуть им руку помощи. Однако, есть и многие, кто приходит сюда не из-за жестокой необходимости, а из рациональных побуждений.

Выборгский ломбард ещё достаточно молод – он появился на свет в 1895 году. Поначалу он занимал скромную комнатку, затем переехал в собственное здание на улице Сторожевой башни. А ещё через три года он открыл свои двери в новом здании, выполненном в стиле функционализма – с широкими окнами и спокойными, без излишеств, фасадами на Монастырской улице.

Это не фарс – за прошедшие годы ломбард разросся, так же, как и увеличился круг его клиентов.
Прежде, чем мы начнём рассказ о ломбарде, оглянемся на историю этого учреждения. Знающие люди говорят, что первый ломбард появился в итальянском городе Перуджа и вдохновителем создания учреждения выступил, поддерживаемый высшей церковной властью, монах – францисканец. Поначалу это было благотворительное учреждение, дававшее деньги под залог без всяких процентов. Основной капитал ломбарда сложился из накоплений церкви и подаяний прихожан. Со временем капитал стал таять и тогда появились проценты по займам. Однако тогда цель стояла не в обогащении учреждения, а в первую очередь в помощи людям.

Начинание распространилось по многим странам, меняя форму и содержание, но одно менялось чрезвычайно сильно – название учреждения. Один знакомый чрезмерно увлёкся исследованием столицы Дании – Копенгагена, и вдруг осознал, что слишком потратился на то, чтобы эта поездка осталась в его памяти. К счастью, у него с собой был дорогой золотой портсигар, за который можно было получить в ломбарде изрядную сумму. Насвистывая, наш приятель вышел из отеля, намереваясь быстренько найти ломбард. Но, не тут - то было. Поиск по телефонному справочнику не дал также ничего, хотя наш приятель и испробовал всевозможные варианты – залоговый банк, дисконтный банк…

В изнеможении наш путешественник нашёл отдых в своём любимом ресторане и, заказав половину омара и бутылку белого вина, спросил о ломбарде метрдотеля. Любезный господин сказал, что безусловно ломбард в городе имеется. Название ломбарда оказалось поистине величественным – «Королевский дом помощи». В ломбарде не рассчитавшего свои финансовые силы путешественника, обслужили так, как будто в двери учреждения зашёл наследный принц дружественной державы.
Во Франции, где название «ломбард» уже покрылось патиной времени, это учреждение именуют «гора благочестия» или более по-деловому – «гора благотворительности». В Вене ломбард носит имя монастыря, в котором это учреждение появилось – «Tante Dorothee», в Скандинавии ломбард могут называть, например, народным банком. В Финляндии у ломбарда, пожалуй, самое прозаичное название «kani» (в разговорном языке означает ломбард). В этом названии у нас скрывается нечто, как-будто, уничижительное. В странах с более старой культурой смотрят на это учреждение более широко. Ведь никто не обращает внимания, если какой-то зажиточный господин отдаёт в залог в банк свои акции, облигации и драгоценности. Мы считаем это обыденным делом.

Итак, мы в нашем «функциональном» доме, стоим и смотрим на тех, кто приходит и уходит. Вон там, у стойки, морщинистая старушка высвобождает из полотенец настенные часы. Чуть далее беззаботного вида молодой человек обсуждает со служащим залог под стоящий на стойке граммофон. Несколько озабоченный и озирающийся по сторонам с иголочки одетый господин достал и выложил перед служащим бриллианты.
Уже при первом взгляде на клиентов ломбарда видно, что они принадлежат к совершенно разным социальным группам. Это наблюдение подтвердил и директор АО «Выборгский ломбард», господин И. Сало. К этому он добавил, что клиентами ломбарда являются люди, проживающие далеко на севере Финляндии и даже в Африке. В изолированном от шума кабинете директора мы услышали и другие интереснейшие подробности из жизни данного учреждения.

В залог в ломбарде принимают акции, облигации, драгоценные металлы и изделия из них, велосипеды, мотоциклы, музыкальные, счётные и пишущие инструменты, книги, одежду, готовые изделия и заготовки ремесленного производства, разнообразные предметы обстановки и быта. Всё это не портится и требует не так много места для хранения. Кроме этого, все названное может быть без особого труда реализовано на аукционах. Поручительства в залог не принимаются.

90 тысяч принятых под залог вещей в прошлом году свидетельствуют о значительном росте деятельности ломбарда, точнее, о росте одной стороны вопроса. С другой стороны, выкуп вещей назад, особенно во времена кризиса, приостановился. В текущем 1934 году выкуп вещей назад оживился и никто пока не оставлял вещей на максимально долгий срок, а это 6 месяцев.

«У нас укоренилась мысль, что большинство вещей, оставленных в ломбарде, идёт на аукционы», - говорит господин, директор Сало. «Но это совсем не так. На аукцион идёт крайне малый процент вещей – за прошлый год всего 4,6%, что в денежном исчислении всего 3,3% от выданных денежных сумм. Доля краденых вещей, попадающих в ломбард составляет 0,05%. У нас есть служащие, которые связываются с уголовной полицией и выясняют происхождение некоторых, находящихся у нас вещей».
Далее директор Сало рассказал, что клиенты ломбарда, а особенно женщины, крайне легкомысленно относятся к выданным в ломбарде документа, а это, между прочим, весьма ценная бумага. Многие умудряются её потерять даже не добравшись до дома. В конечном итоге эти бумаги, в сильно попорченном виде, попадают к нам через третьих лиц, по поводу которых нам не раз приходилось иметь дело с уголовной полицией. Это добавляет работы и служащим ломбарда, и полицейским, а в конечном итоге вводит в лишние расходы и истинного владельца документа.

«Раньше мы выдавали лишь небольшие денежные суммы, даже несмотря на стоимость вещей. Сегодня положение изменилось – мы, как подведомственная государственному банку контора, можем выдавать и крупные суммы на более выгодных условиях, чем частные ростовщики», - рассказал директор Сало.

До сего момента мы видели только центральный зал и кабинет директора. Но нам хотелось взглянуть на склады, которые бы дали нам понять, что же именно приносят в ломбард. И нам дали эту возможность, но, с болью в сердце, признаемся, что дирекция просила нас не писать об этом. Но мы имеем возможность показать фото…

Газета "Karjala" 1932 год.